В помощь родителям
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров, счастлив, имел хороших друзей, был по-детски любознателен и успешно учился в школе. Но часто в силу своей занятости или по ряду других причин, мы не уделяем должного внимания тому, как развивается наш ребёнок в раннем и дошкольном возрасте.
А ведь именно в этот период закладывается фундамент физического, психического и интеллектуального благополучия ребёнка и у многих детей встречаются недостатки произношения тех или иных звуков. Поэтому необходимо уже с четырёх лет начинать исправлять недостатки в речи, ведь то, что кажется досадной мелочью сейчас, в дальнейшем может обернуться серьезными проблемами и наложить отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Эту проблему нам может помочь решить специалист логопед. У меня есть один знакомый, который имеет небольшие дефекты звукопроизношения, абсолютно не мешающие его общению с людьми, но так смешно слышать, когда вместо «Алло!» у него звучит: «Аво!», и хочется пошутить: «Эх, логопеда б тебе хорошего!»
Что значит работать логопедом? О важности занятий, проводимых таким специалистом. Какие «подводные камни» или трудности таятся в его работе – обо всем этом мы попросили рассказать Ольгу Бражникову логопеда Гордеевской СОШ.
— Работа учителя-логопеда, может быть, не заметна, но очень важна. По этой специальности я работаю шесть лет, после того как получила высшее образование в Московском психолого-социальном университете на отделении логопедии. Заниматься с детьми довольно интересно: каждый ученик уникален и неповторим в своём проявлении и развитии. В работе мною движет желание помочь каждому ребёнку, — отмечает в разговоре с нами Ольга Викторовна. —
Произношение звуков это самая простая цель моей работы, а вот научить ребёнка правильной, красивой речи, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен — вот, на мой взгляд, основная задача логопеда, как творческого педагога. В моей работе нужно иметь терпение, и, конечно же, даётся оно не сразу. Например, лично я многому научилась, проходя практику в Клинцовском детском Доме, занимаясь с детками с разными формами заболеваний. Но какое это непередаваемое удовольствие, когда видишь, что твои труды приносят плоды.
— А сколько времени уходит на постановку звука в целом?
— По этому вопросу нет точного ответа, поскольку все очень индивидуально и зависит от совершенно различных факторов. Большое значение имеет также в деле постановки звуков настроение ребенка в конкретный момент времени: уставший после детского сада или школы, невыспавшийся, наоборот, еще сонный, возбужденный после активного вида деятельности. Совокупность всех этих факторов влияет на поведение ребенка во время занятия. А как следствие, на эффективность самого урока, конечно же, тоже. Дальше – домашние задания. Упражнения должны повторяться дома и выполняться по несколько раз, если желателен быстрый результат.
— Значит просто занятий с логопедом не достаточно, чтобы исправить дефект речи? Нужно, так сказать, «вмешательство» родителей.
— Да, обязательным условием успешности работы логопеда является осознанное включение родителей в процесс обучения, что позволяет значительно повысить эффективность работы, создать единое пространство речевого развития ребёнка. И уж, конечно, советую родителям не доверять дело воспитания собственного ребенка новомодным гаджетам. Мультики не могут воспитать ребенка и развить его свободную речь. Кроме того, для правильного формирования речевых навыков ребенку нужно наблюдать за речью воочию: положение губ и языка при произнесении того или иного звука. Потому родители, очнитесь. Оторвитесь сами от компьютеров, займитесь со своими чадами сенсорными занятиями: лепкой из пластилина и теста, массажем рук. Копошитесь в гречке, рисе, горохе, песке, конструируйте Лего, вырезайте, клейте коллажи, перебирайте камушки, орешки, бусины, и тогда, с большей долей вероятности, вам не придется вести ребенка к логопеду.
— Спасибо большое за ответы на наши вопросы. Надеемся, что ваши советы будут полезными для наших читателей.