Россия перестаёт быть страной с непредсказуемым прошлым: новые учебники истории

16 августа 2025, 13:25 | Общество 13

С 1 сентября 2025 года  российские школы перейдут на единый учебник истории, созданный под редакцией помощника президента Владимира Мединского и ректора МГИМО Анатолия Торкунова. В 2013 году Владимир Путин поручил разработать единую линейку учебников ...

С 1 сентября 2025 года  российские школы перейдут на единый учебник истории, созданный под редакцией помощника президента Владимира Мединского и ректора МГИМО Анатолия Торкунова. В 2013 году Владимир Путин поручил разработать единую линейку учебников по истории, которая отражала бы хронологию событий и их официальную оценку. В 2023 году Министерство просвещения выпустило учебники для 10—11-х классов, а в  августе 2024 года, были представлены  учебные издания по истории для 5—9-х классов.

Апробация новой линейки учебников по истории началась  с сентября 2024 года  в пилотных  регионах России. По результатам апробации были внесены некоторые изменения,  и новые учебники по истории  были включены в федеральный перечень.  И вот  с 1 сентября 2025 года российские школьники будут изучать историю  России и всеобщую историю по  новым единым  учебникам.

По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, для новых учебников по истории России и общемировой истории для 5—9-х классов за основу взяли все лучшее, что было у предыдущих изданий. Информацию в новых учебниках обобщили и дополнили, в учебных пособиях появились QR-коды, которые направляют к архивам, сайтам музеев и фильмам,  скриншот из Телеграмм-канала Владимира Мединского. Но некоторые разделы, в учебниках для 10-11 классов,  почти полностью переписаны, в учебниках рассказывается о современных политических событиях, включая присоединение Крыма и спецоперацию.

— Многие представители музеев сказали, что с момента введения учебников для 10—11-х классов заметно выросло количество посещений сайтов. То есть ребята, ознакомившись с тем или иным материалом, обращаются к первоисточнику, с помощью которого могут расширить материал, получить дополнительные знания, — отметил Сергей Кравцов.- Интерактивность новых учебников положительно сказывается на интересе школьников к предмету.

Для обучающихся  школ Гордеевского района  новые  учебники уже поступили.  Поделится мнением о новых учебниках, мы попросили учителя истории Гордеевской СОШ  Веру Молявко.

— В последнее время, когда мы переходили с концентрической системы изучения истории на линейную, учебников подходящих  не было, а те, что были,  не были синхронизированы со всеобщей историей, — пояснила  Вера Ивановна.  — Кроме того, при переходе из одной школы в другую могли быть разные учебники,  и ребенок испытывал большой дискомфорт. Концентрическая система предполагает, что школьники изучают одни и те же периоды несколько раз: в пятом классе они получают элементарные знания, а, став старше, глубже погружаются в тот или иной период. При линейной системе исторические события изучаются постепенно: сначала дети знакомятся с историей древнего мира, потом со Средневековьем и постепенно доходят до современности.  Мы привыкли к тому, что историю России изучали отдельно от всеобщей истории, но логичнее осваивать их в общем контексте, и новые учебники дают такую возможность. В содержании учебников появились существенные изменения. К примеру,  в учебниках по истории древнего мира, кроме Древней Греции,  Древнего Рима и Древнего Востока,   есть сведения  о стоянках древнего человека в Воронежской области, о Боспорском царстве и многие другие исторические данные, которые относятся к территории нашего государства. В учебниках много интересных и  любопытных фактов, иллюстраций. Чтобы не разрывать события истории  России с событиями  Всеобщей истории,  в учебниках  сдвинуты хронологические рамки.   Я согласна с мнением Владимира Мединского , что изучение истории должно не разделять народы и страны, не искать какие-то червоточинки, точки перелома, причины для старых конфликтов. Не акцентировать на этом внимание, а давать примеры стремления к миру, сотрудничеству, мирному соревнованию, — в завершении разговора подчеркнула Вера Ивановна.

Идея единого учебника вначале вызывала много споров: люди боялись, что программа потеряет свою вариативность. Но новые учебники помогут при изучении истории сформировать  у учащихся мировоззрение, не только включив  их в зубрежку, но и в активные действия: в поисковую, социальную, волонтерскую деятельность, помогут сделать выпускников более компетентными.


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Ноябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить