Солдатские письма – тоже святыня, с нами, живыми, они говорят

9 мая 2020, 15:00 | 75 лет Победе 4

Совсем скоро мы будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг, но ее отзвуки до сих пор живут в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. На полях сражений все так же встречаются неразорванные снаряды, ...

Совсем скоро мы будем отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг, но ее отзвуки до сих пор живут в каждом сердце.

Нет такой семьи, которую не затронула бы война. На полях сражений все так же встречаются неразорванные снаряды, а в семейных архивах хранятся военные письма-треугольники и открытки, фотографии и боевые награды, как память о героизме наших отцов и дедов. У каждой семьи – своя история. Но объединяет одно – общая причастность к трагическим событиям Великой Отечественной войны.  До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души. Как их ждали, эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым.

Еще в начале войны правительство СССР уделяло особое значение связи фронтовиков с их родными. Считалось, что письмо из дома в разы повышает боевую силу солдата. Поэтому было организовано почтовое сообщение. Машины для перевозки корреспонденции запрещалось использовать в других целях. Почтовые вагоны имели такой же приоритет, как и вагоны с боеприпасами. Поэтому их разрешалось цеплять к любым составам, чтобы военные письма  с фронта попадали к адресатам.

По статистике военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот ежегодно доставлялось до 70 млн. писем и примерно столько же шло с фронта родным и близким. Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники, которые писались в перерыве между боями, в госпиталях, на передовой. Каждое письмо с фронта – это откровения людей, странички их радости и боли. А для солдата такое письмо — не просто поддержание связи с родными. Оно словно кусочек родного дома, с запахом Родины и ароматом маленького ничем незаменимого счастья.

Поскольку время было военное, то письма могли попадать в руки к врагу. Чтобы вместе с ними не раскрывать тайны, цензура проверяла военные письма-треугольники. Тут как раз и становится понятно, почему они не заклеивались, а просто заворачивались особым способом. Так цензуре было легче их читать, чтобы не повредить бумагу, а вместе с ней и ценную для родных информацию. На одобренных к отправке письмах ставился штамп «Проверено цензурой», который разрешал дальнейшую отправку его к адресату.

Солдатские треугольники приходили не часто, но их ждали в каждом доме, каждой семье, читали детям, соседям, знакомым, зачитывали до дыр. Невозможно представить без мурашек по коже, как ждали маленьких треугольничков жены и матери солдат. Увы, не всегда такая весточка, приносила хорошие новости. Но и тогда, письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой.

До сих пор согревают душу Людмиле Андреевне Еловской несколько сохранившихся писем ее отца Андрея Константиновича Таланова. Даже сейчас, читая их, у нее начинает дрожать голос, а на глаза наворачиваются слезы. Когда началась война, Андрей Таланов трудился на заводе в г.Горький. На неоднократные заявления отпустить на фронт получал отказ. Наконец в 1943 году его призывают в армию. На фронт Андрей Константинович попадает не сразу. С начала как тылового работника его посылают на учебу в г.Саранск, где он пробыл пять месяцев, затем фронт.

«Дорогие мои, едем в эшелоне на фронт в район города Курска. Сердце обливается кровью, видя разрушенные села. Скорей бы в бой»,- писал рядовой Таланов своим родным. Жена Евдокия Николаевна и маленькие дочки получали редкие письма-треугольники  со штемпелями полевой почты, написанные под свист пуль … Каким спасением были они во время войны.

Андрей Константинович попал в самое пекло военных действий, на Курскую дугу.

«Дуся! Пишу тебе с далекого фронта. До передовой мы добрались благополучно. Теперь здесь на фронте, Дуся, я сам лично убедился, что немцам с нами драться туго! Ты ведь знаешь примерно, где я нахожусь, так вот, почитай в газете, что пишут про этот участок фронта. Наши самолеты здесь летают не единицами, а десятками… Но я жив, здоров.  А как ты там живешь? Получила ли мое письмо с дороги. Напиши, была ли в деревне у матери и как они там живут. Со мной вместе остался только Волков Миша, остальные попали в другие подразделения. Мой адрес: Действующая армия, полевая почта № …  Целую крепко тебя и девочек. Пиши!» Это письмо писал 28 июля 1943 года помощник наводчика 20-го гвардейского воздушно-десантного полка 6-ой гвардейской воздушно-десантной дивизии, красноармеец Таланов. Строки простые, бесхитростные, пропитанные любовью и тоской по близким людям, которые далеко. Теперь это письмо — старая, выцветшая, пожелтевшая от времени и потрепанная бумага, истончившаяся в местах сгибов, исписанная почти 77 лет назад — наша память, наша история.

Последнее письмо солдат написал домой перед наступлением 7 августа 1943 года, где успокаивал родных, писал о будущей встрече… НО …, когда он писал письмо, конечно же, не знал, что на следующий день его не будет в живых. Андрей Константинович  погиб 8 августа 1943 года. Похоронен в братской могиле в с.Бессоновка Прохоровского района Курской области (ныне Белгородской области), но об этом родные узнали только спустя 62 года. Евдокия Николаевна с дочерями Людмилой и Верой съездили в  Бессоновку и посетили могилу своего мужа и отца.

Письма с фронта Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Сохранились письма Великой Отечественной войны и в семье

Зинаиды Тимофеевны Евсеенко. Их писал домой с фронта отец её мужа Михаила Сергеевича – Сергей Михайлович Евсеенко. В  них описывается  всё, что он видел, и что с ним происходило – это ли не самые достоверные документальные источники и тем самым драгоценные  факты Великой Отечественной войны.  Письма остались как связующая нить между поколением военных лет и нами, живущими уже в другом тысячелетии.

Многое из этих писем — «свидетелей войны» может почерпнуть  наше молодое поколение, наше будущее. Читая их, даже уже перепечатанными на страницах нашей газеты,  они узнают, о чём думал солдат, когда склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – своим родным и близким людям. А в письмах он думал  не о вечности, не о том, чтобы оставить память потомкам о себе, о товарищах, о войне. Главная его забота – успокоить близких, сообщить, что жив-здоров, воюет, бьет врага, и заверить, что вернется с победой. В войну обострилось чувство любви к близким, родным. Оно было общим, понятным для всех. Семья, тепло родного очага – все это для солдата частица Родины, которую он защищал.

Для нас и наших детей  Великая Отечественная война — далекая история. Но если мы не передадим  будущим поколениям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо  чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям.

Наш земляк С.М. Евсеенко родился в 1905 году в селе Перетин. Всю свою жизнь он посвятил учительству и работе в районном отделе образования. Получив высшее педагогическое образование, с 20 августа 1926 года по 15 августа 1941 года он работал учителем. С 1939 года проживал в селе  Стругова Буда. Из сохранившихся фронтовых записей солдата можно проследить весь его боевой путь во время Великой Отечественной войны. Сначала, с 1942 по 1943 год  он держал тесную связь с партизанскими отрядами Ерёмина и Шемякина, добывал для них необходимые сведения. После того как стало известно о  связи  Сергея Михайловича с партизанами, он с  женой Екатериной Антоновной и сыновьями Мишей и Лёней ушёл в отряд Шемякина. В начале октября 1943 года, когда  партизанский отряд соединился с наступавшими частями Советской Армии, Евсеенко ушёл на фронт. Вскоре Сергей Михайлович принял военную присягу. Боевой путь начался в Белоруссии.

Первое письмо  жене он отправил уже 16.10. 1943 года. «Катя, дети! Нахожусь от вас километров за 200. Живём в землянках, постепенно втягиваюсь в непривычную для меня колею боевой жизни. Временно исполняю обязанности ротного старшины. Ваше материальное положение хорошо представляю.  Помочь ничем не могу, даже советовать не решаюсь. Катя! Тебе там видней, практически в вопросах хозяйствования ты покрепче меня. Делай, как знаешь, как подсказывает тебе твой опыт, как советуют добрые люди. Я готов извинить все твои ошибки, только сбереги мне детей. Не обижай их. Они для меня – всё. Если я не вернусь (на войне всё бывает), воспитай их патриотами родной земли».

С невероятным трепетом я держала в руках старые, изношенные временем, затертые до дыр,  военные  письма. Письма с фронта — живые строки войны, это голос издалека, голос, который отзывается в наших сердцах! Вы знаете, не передать словами, что чувствовали  сотрудники редакции: держать в руках военные треугольники… Человек писал их более 70 лет назад, возможно, где то в землянке, когда рядом грохотали залпы орудий, а кто–то стонал от боли и тоски. Дух захватывает, честное слово.

В следующем письме  домой написано: «Родные! На этот раз пишу с фронта, с передовых позиций. Сижу в окопе, оружие наготове, кругом – ад кромешный. Впереди, совсем близко траншеи врага. Его нужно выбить и уничтожить».

С ноября 1943 года по 21 октября 1944 боец Евсеенко  воевал в отдельном взводе пешей полковой разведки, а с 15 декабря 1944 по 27 января 1945 года был старшиной роты автоматчиков. Как отмечено в записях Сергея Михайловича, первая его разведка была в конце декабря, ему нужно было установить наличие огневых средств противника на подступах к Рогачёву.

Своим родным боец старался писать как можно чаще, как только позволяло время, его письма пронизаны теплом и любовью, в них он всегда поддерживает свою жену и сыновей.

«Родные! Письмо получил. Очень кстати получено: идём в бой, а в такие моменты весточка с родимой сторонки всегда добавляет бодрости, мужества, закаляет. Есть за что бороться, если в тылу – свои, родные, только что освободившиеся от ужасов фашистской неволи. Разобьём гада, не хозяйничать ему больше в наших краях, где каждая хатка, каждая берёзка – родные – дороги и близки каждому, в ком бьётся сердце истинно русского человека.

Дети! Никогда не забывайте, кому вы обязаны своим спасением от рабства, от гибели, не забывайте день 27 сентября. Растите патриотами. Будь счастлива, Катя! Авось увидимся».- Письмо датировано 11. 02. 1944 год.

Есть в письмах и  заштрихованные строки. Это цензура постаралась. Везде пометки: «просмотрено военной цензурой».

Солдатские письма… Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. Написанные под свист пуль, они предельно искренни и тем дороже для нас. Сколько радости приносил в семьи долгожданный, втрое сложенный тетрадный листок, в котором иногда всего два слова: «Я жив».

Следующее написано  06. 03. 1944 года. «Всё в порядке. Я жив, невредим и по-весеннему преисполнен бодрости. Особо нового нет ничего, хотя пожаловаться на однообразие и монотонность здешней жизни никак нельзя. Вокруг творится нечто невообразимое – «дым коромыслом». И миномёты, и пулемёты, и самолёты, и «Катюши» – всё гремит, визжит, воет, создавая непередаваемо дикую, но грозную симфонию боевой страды. Если суждено встретиться, будет о чём рассказать. Свирепо сопротивляется враг, но все убеждены – это перед погибелью. Уже никакими «Фердинандами» и «Тиграми» не спасёт он себя от неизбежной грозной кары за свои чёрные злодеяния. Отомстим за всё». Казалось бы простые слова, но без слез, без содрогания их читать невозможно.

27 января 1945 года получил ранение, находился в эвакогоспитале в г. Саранске. Воевать больше сержанту Евсеенко не пришлось, он был уволен по ранению. За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Сергей Михайлович был награждён медалью «За отвагу», орденом Славы, орденом Отечественной войны 1 степени.  Вернулся  домой к жене и детям в Великий Бор.

Эти письма-треугольники – это завещания погибших героев будущим поколениям. Это голоса, которым никогда не умолкнуть, как бы далеко ни отодвинулось время. Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее. Это написанная кровью солдат история войны.

Солдатские письма с фронта… В годы войны это единственная возможность людей услышать друг друга за тысячи километров. А сейчас и для нас это тоже возможность услышать голоса фронтовиков, наших земляков, узнать скромную правду о страшных для всей страны днях. Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, в весеннем сиянии берёзок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.

Вглубь истории уходят грозные годы войны. Но память будет жить вечно. Это мое глубокое убеждение. И интерес потомков к событиям тех лет не ослабевает. Пусть каждый из нас помнит, что именно фронтовикам, этим необыкновенным людям, мы обязаны своей свободой, жизнью. Советские солдаты отстояли Свободу. Они добыли Победу. Они принесли Счастье. Так будем же благодарными потомками. Всегда, всегда будем помнить о них.


 подписаться ВКонтакте
 подписаться в Одноклассниках
Октябрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить