Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников
Каждый человек нуждается в таких знаниях в области финансов, которые помогут ему верно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Каждый хочет иметь возможность грамотно управлять своими денежными средствами. Экономика и дети кажутся на первый взгляд несовместимыми понятиями. Однако в жизни современных дошкольников происходят различные экономические процессы. Например, это проявляется в диалогах родителей о семейном бюджете, при просмотре рекламных объявлений, сообщающих о товарах и услугах, при покупке товаров, в разговорах с друзьями – это далеко не все, с чем приходится сталкиваться детям дошкольного возраста. Поэтому непростые вопросы экономики их привлекают.
Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками, образовательная деятельность в условиях детского сада формируют тот опыт у дошкольника, который становится базой для дальнейшей работы по формированию финансовой культуры. В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, и если не сформировать правильное представление о деньгах, то может появиться собственное, зачастую неверное мнение. Дошкольнику нужно помочь в освоении азов финансовой культуры. Этого можно достичь, используя ведущую деятельность в дошкольной педагогике — игровую, с помощью которой можно уточнить и закрепить представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобрести новые экономические знания, умения и навыки.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.
Современное общество нуждается в самостоятельных, коммуникабельных, социально успешных личностях, с ярко выраженными индивидуальными качествами. Формирование таких личностных качеств начинается именно в дошкольном возрасте. В этот период постепенно отступает полная зависимость от взрослого, и ребенок становится активным, самостоятельным, полноценным субъектом общественной жизни.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года №2039-р была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 годы, которая содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансового образования.
Римский педагог Квинтилиан призывал учить детей добру, справедливости, начиная с ранних лет жизни: «Подобно тому, как птицам дано от природы летать, диким животным быть свирепыми, так и нам от природы присущи умственная деятельность и сообразительность».
Дошкольное образовательное учреждение является одним из важнейших социальных институтов для ребенка, выступая внешним фактором формирования его социальной компетентности.
В Гордеевском детском саду «Теремок» в рамках регионального и районного планов Ассоциации педагогических работников состоялся семинар «Развитие экономического мышления и повышение уровня финансовой грамотности с помощью игр и практик ДОУ». В семинаре приняли участие педагогические работники Гордеевского, города Клинцы, Клинцовского и Красногорского районов.
Встреча началась с приветствия участников семинара заведующей Гордеевским детским садом «Теремок» Ириной Чуйко, которая рассказала присутствующим о дошкольном учреждении.
Для участников семинара было проведено занятие в старшей группе «Лучики» «Деньги всякие нужны» (воспитатель Наталья Рословец ).Занятие состояло из нескольких этапов, взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные задания: закрепили понятия «деньги», «купюра», «монета», «банковская карта»; учились находить отличие и сходство между монетой и купюрой; познакомились с понятиями «наличные средства» и «безналичные средства».
Очень увлекательно прошла в подготовительной группе «Капелька» (воспитатель Ольга Концевая) квест -игра «Спасение Скруджа Макдака».
Квест пригласил детей отправиться в занимательное путешествие, окунуться в экономический мир, проявить смекалку, а педагогу помог с лёгкостью реализовать цели и задачи обучения.
В заключение воспитатель Любовь Базыль провела мастер-класс с участниками семинара «Путешествие в игровой мир». Педагоги с увлечением выполняли игровые задания, отвечали на вопросы, даже изготовили из бумаги кошелёк, который наполнили монетками.
Работа на семинаре была увлекательной, динамичной, что позволило участникам овладеть большим объемом знаний по экономическому воспитанию дошкольников и почерпнуть для себя много интересного и важного.
Гости семинара отметили, что опыт такого мероприятия полезен и поблагодарили педагогов дошкольного учреждения за профессионализм и слаженную работу. Общую черту в работе семинара подвела председатель Гордеевского отделения БРОО «Ассоциация педагогических работников» Наталья Ефименко. Которая поблагодарила организаторов семинара за предоставленную площадку для работы.
Ефименко Н.И., председатель Гордеевского отделения БРОО «Ассоциация педагогических работников»