Мошенники и их новые схемы обмана
Мошенники придумывают все новые схемы обмана и начинают использовать их чаще. Звонки из пресловутой службы безопасности банка уступают вызовам якобы от сотовых операторов, ваших собственных начальников, полиции и даже поликлиник. Рассмотрим новые схемы, чтобы понять, как они работают.
На абонентский номер поступает звонок якобы от сотового оператора, причем с самого обычного мобильного номера телефона. Злоумышленники обращаются по имени отчеству и сообщают — срок действия вашего номера телефона заканчивается, нужно его продлить. Далее представитель якобы сотовой компании сообщает, что делается это через портал «Госуслуги», и плавно подводит к тому, чтобы жертва передала ему данные для доступа к личному кабинету, а именно одноразовый код из смс-сообщения.
В случае получения доступа к личному кабинету на «Госуслугах», продолжая преступную схему, мошенники запугивают жертву якобы попыткой неизвестных получить кредиты на ее имя. Затем злоумышленник, представляясь сотрудником банка, убеждает оформить кредит на круглую сумму и перевести деньги на указанные счета, а также якобы в целях сохранности сбережений передать имеющиеся дома деньги для размещения на «безопасном счете», а начинается все, с вроде бы безобидного звонка якобы от сотового оператора.
Необходимо знать, что номера мобильных телефонов не имеют срока действия. Если вы перестанете использовать сим-карту, то спустя какое- то время, обычно полгода, ее могут заблокировать и передать номер другому человеку. Но вас об этом и предупреждать никто не будет. Если же номером вы пользуетесь время от времени, то никто на него не покусится. К тому же операторы не будут запрашивать никаких кодов из СМС.
Вообще, аккаунты на «Госуслугах» стали популярной целью мошенников. И это часто заставляет людей терять бдительность — у меня ведь не номер карты просят и не пароль от банковского приложения, какая тут опасность? Между тем в некоторых банках и микрофинансовых организациях с помощью подтвержденного аккаунта на «Госуслугах» можно взять кредит — личный кабинет там фактически заменяет паспорт. Так что, сказав пароль, вы можете стать должником. А еще мошенники получат доступ к информации о вас — номерам паспорта, водительского удостоверения, СНИЛС и т. д.
Но ладно сотовые операторы. В последнее время жители РФ жалуются, что им звонят теперь уже и якобы из поликлиники! Мол, вам надо обязательно прийти на анализ крови, сейчас мы вас запишем, диктуйте код из СМС. Вроде бы все тоже абсолютно безобидно, но вместо обследования вы рискуете получить кредит.
Практически во всех этих случаях есть очень простой способ защиты. Если у вас просят по телефону какие-то личные данные, коды из СМС и прочее, то просто положите трубку и перезвоните туда, откуда вам якобы звонят. Только по официальному номеру. Звонили из банка? Ну вот и позвоните в банк. Из поликлиники? Позвоните в поликлинику. Все номера сейчас легко найти в Сети. Мошенники после положенной трубки обычно даже не перезванивают — им проще отправиться на поиски новой жертвы.
Капитан полиции В. Коновалов