Её судьба, как отражение судьбы страны

Годы идут. Великая Отечественная война отдаляется от нас все больше. Но память о ней жива во многих семьях, особенно в тех, чьи родные оказались в водовороте тех грозных событий. В преддверии Дня Победы мы побывали в гостях у вдовы участника Великой Отечественной войны, труженицы тыла Ерошенко Прасковьи Семеновны. Мы встретились, чтобы е поговорить о её жизни, о том, что пришлось вынести ей, будучи девчонкой, когда на страну обрушилась война. Моя собеседница отлично помнит все даты и события прожитых лет и очень рада приходу гостей. Родилась Прасковья Семёновна 15 февраля 1929 года в селе Смяльч. Когда началась Великая Отечественная война, девчушке было 12 лет, и была она уже первой помощницей для матери. Отца с первых дней войны забрали на фронт, домой он не вернулся, пропал без вести под Гомелем. В конце августа 1941 года Гордеевский район был оккупирован немецкой армией. Расположились немцы и в Смяльче. На мой вопрос как жилось в деревне при немцах, Прасковья Семёновна задумалась, а потом ответила: «Для нас они были враги, мы это понимали. Но нас детей не трогали. Только в конце сентября 1943 года, перед самым освобождением, все жители деревни попрятались за рекой, испугавшись, что немцы начнут зверствовать перед отступлением».
После освобождения нужно было поднимать колхоз. Четырнадцатилетняя девчушка трудилась на самых тяжёлых работах, мужчин не было, все ушли на фронт, а сеять, пахать, помогать фронту продовольствием было нужно, и всё легло на хрупкие плечи стариков, женщин и подростков.
С окончанием войны работы в колхозе не убавилось. Стали возвращаться в село оставшиеся в живых мужчины. Многие были изранены, покалечены, но они изо всех сил старались помогать в работе.
В 1948 году Прасковья Семёновна вышла замуж за Петра Ерошенко, который тоже хлебнул лиха за годы войны. Когда началась война, Петр Игнатьевич был на заработках в Керчи, оттуда его и призвали в армию, и только после освобождения села родным пришла весточка от сына, что он жив, здоров и воюет. За долгие годы войны, куда только не забрасывала судьба старшего сержанта Ерошенко. Был он дважды ранен, в результате второго ранения, которое получил 7 мая 1945 года, едва не лишился руки. Долго Петр Игнатьевич лечился в госпитале, руку удалось сохранить, но кисть осталась нерабочей. Только в конце 1945 года солдат вернулся в родное село. На груди фронтовика сверкали награды: медаль «За отвагу», два ордена Красной Звезды, Орден Славы 3 степени, Орден Отечественной войны 2 степени, медаль «За оборону Кавказа», медаль «За Победу над Германией в ВОВ 1941-1945гг». Отдыхать было некогда, и хоть имел инвалидность, пошёл работать в колхоз, и вскоре приловчился управляться одной рукой и с топором и с плугом. А там и свадьбу сыграли, по нынешним меркам скромно, но тогда это было не главное. Приглянулась ему молодая, хозяйственная девушка Прасковья, когда из дома уезжал, ещё пигалицей совсем была, а вернулся — невеста. В великих трудах и семейных заботах прожили супруги Ерошенко более 30 лет, пять дочерей и сын родились в дружной семье. В 1979 году Петр Игнатьевич умер, осталась Прасковья Семёновна в 50 лет вдовой. Тяжело ей было, не было дня, чтобы она не вспоминала мужа, но надо было жить дальше. За долго прожитые годы не раз вручали женщине почетные грамоты, награждалась она юбилейными медалями к годовщинам Победы в Великой Отечественной войне, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг». Вот и в этом году, в год 80-летия Победы, ей по поручению Президента РФ Владимира Путина глава администрации Гордеевского района Людмила Убогова вручила юбилейную медаль «80-летие Победы в Великой Отечественной войне».
Много за плечами Прасковьи Семёновны жизненных трудностей. В 2013 году умерла дочь Мария, тяжело было, но справилась, выстояла. Но радостей в жизни больше уверена эта мудрая женщина. Конечно, в 96 лет тяжело одной справляться с домом, с небольшим огородом, но уезжать из родного дома она не хочет. «Жила я у детей какое-то время, но душа моя была на родной земле, — рассказывает женщина. — Здесь каждый кустик, каждая травинка родные. С кем вместе работала, практически никого не осталось в живых, — вздыхает она. — Но я благодарна Богу за свою судьбу. А трудности даны человеку, чтобы понять цену счастья». Помогает Прасковье Семёновне справляться с трудностями быта дочь Надежда Петровна. Часто сидя на диванчике, они перебирают старые фотографии, и пожилая женщина предаётся воспоминаниям. Иногда к ним присоединяется её подруга Нина Никитична Попкова. Живёт она на другой улице, у неё болят ноги, ей тяжело ходить, но когда есть возможность, её привозят в гости и тогда только и слышно: «А ты помнишь…, а знаешь…». А ещё за окошком уже весна, и небольшой огород требует рабочих рук. Прасковья Семёновна сама уже не в силах копаться в огороде, но следит за тем, как умело дочь управляется на участке. «Она всегда была в движении, — говорит Надежда Петровна, — никогда не сидела без дела: работа в колхозе, огород, домашние заботы и хлопоты, общение с подругами – все это наполняло ее дни смыслом и радостью. А самое главное — позитивный взгляд на жизнь. Мама всегда умеет видеть хорошее, даже в самых сложных ситуациях».
Я уверена, что именно сочетание этих факторов и позволяет Прасковье Семёновне оставаться бодрой и жизнерадостной в свои почтенные годы. Её счастье сегодня – это её внуки и правнуки: 14 внуков, 10 правнуков и 4 праправнука, которым она очень нужна. Кто как ни она, может научить устоять на своём жизненном опыте в трудные времена, опираясь на любовь к Родине и людям.