Практика на уроках химии
Почему после стирки футболки теряют яркость? Есть ли в подсолнечном масле холестерин? Как сода поднимает тесто? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти на уроках химии. Химия – это вовсе не скучный и сложный предмет, а мир, полный превращений, — считают педагоги школ нашего района.
Во время первых уроков химии учитель может предложить школьникам оглядеться по сторонам, а затем объяснить: все предметы вокруг — пенал, газировка, пластиковая бутылка, ручка, учебник — так или иначе связаны с химической промышленностью, тем самым педагог заинтересовывает детей своим предметом. Учителя умело, методически грамотно и интересно выстраивают и проводят уроки, всеми силами стараются опровергнуть миф о том, что химия — это сложно и скучно.
Под руководством учителя химии Староновицкого филиала Гордеевской СОШ Анатолия Самусенко учащиеся не просто получают новые знания, но и наглядно проводят интересные опыты. Анатолий Николаевич погружает в мир науки детей, идя от простого к сложному, старается занимательно и ненавязчиво внедрить в сознание учеников представления о возможностях этой науки, ее доступности и значимости для них. Уроки химии невозможны без эксперимента: дети лучше усваивают материал, когда сами смешивают разные вещества. А если тема перекликается с жизненными ситуациями, занятие или проект становится живым, интересным и больше запоминается. Анатолий Николаевич — педагог требовательный, строго спросит и домашнее задание, и тему на уроке. Любит свой предмет, поэтому требует, чтобы и ребята уважительно к нему относились.
«Урок химии — это познавательная деятельность, и главная моя задача — научить ребенка самостоятельно мыслить, — уверена учитель химии Творишинской школы Елена Недоливко.- И пусть для детей самое увлекательное – это всегда практика, но сначала должна быть теория. Не иначе. Так что, на этапе теории учителю нужно постараться: при виде формул и громоздких определений глаза ученика нередко гаснут, а интерес пропадает».
Учителя считают, что в школьном курсе химии полезно проводить как можно больше параллелей с реальной жизнью и рассказывать, где химические элементы встречаются в быту. Например, тесто разрыхляется за счет выделения газа, так как при нагревании питьевая сода разлагается. Да и кто, как не химик, может рассказать о том, что такое ГМО и как читать информацию на продуктовых этикетках?
Елена Михайловна подбирает подобные примеры практически к каждой новой теме, чтобы изучаемые процессы были не абстрактными, а понятными каждому.
«На уроке я часто стараюсь привязывать теоретические знания к бытовым. Когда, например, проходим органическую химию, мальчикам говорю, какие органические материалы идут для производства пластмассы, клеящейся продукции. Пластиковые трубопроводы – это тоже продукт из органического сырья. Когда девочки дома пекут блинчики, «гасят» соду уксусом – это качественная реакция на карбонаты. На этом примере дети хорошо понимают, почему выделяются пузырьки, и что это за газ. Ученики очень любят практические занятия, на которых мы получаем сложные эфиры – вещества с характерным запахом. Например, изоамиловый спирт и уксусная кислота дают запах «Дюшеса». Зачастую с помощью практики школьники разбираются в теме и начинают понимать предмет»,- подчеркнула учитель химии Елена Недоливко.